Новости

Свадебный хронотоп: 1858 год

25 января 1858 года в Лондоне марш композитора Феликса Мендельсона стал известен как свадебный.

Дата публикации: 05.06.2017

Свадебный хронотоп: 1858 год
Свадебный хронотоп: 1858 год
Свадебный хронотоп: 1858 год
Свадебный хронотоп: 1858 год
Свадебный хронотоп: 1858 год
Свадебный хронотоп: 1858 год
Свадебный хронотоп: 1858 год
Свадебный хронотоп: 1858 год
Свадебный хронотоп: 1858 год
Свадебный хронотоп: 1858 год
Свадебный хронотоп: 1858 год
Свадебный хронотоп: 1858 год
Свадебный хронотоп: 1858 год
Свадебный хронотоп: 1858 год
Свадебный хронотоп: 1858 год
Свадебный хронотоп: 1858 год

В 1843 году немецкий композитор Феликс Мендельсон по поручению короля Пруcсии Фридриха Вильгельма IV написал музыку для постановки комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Под жизнерадостный марш одна из героинь, царица фей и эльфов Титания влюбляется в ткача с ослиной головой. А 2 июня 1847 года (еще при жизни композитора, скончавшегося пятью месяцами позже) некие Дороти Карью и Том Дэниэл венчались под этот марш в церкви маленького английского города Тивертон. Правда, известно об этом стало только спустя полвека. Широкую же популярность марш Мендельсона приобрёл лишь 25 января 1858 года, когда был исполнен в Лондоне, на церемонии бракосочетания прусского кронпринца Фридриха (племянника короля-заказчика музыки к шекспировской пьесе) и принцессы Виктории, дочери английской королевы Виктории. Музыка Мендельсона сопровождала выход новобрачных из церкви после венчания.

011.jpg

01.jpg

Кстати, традиция появления новобрачных из английской королевской семьи на балконе Букингемского дворца ведёт историю как раз со свадьбы Фридриха и Виктории в 1858 году. А первыми молодожёнами, поцеловавшимися на знаменитом балконе, стали 29 июля 1981 года принц Чарльз и принцесса Диана.Кстати, в 1877 году российский император Александр II, поразившись бравой выправкой кавалеристов лейб-гвардии Казачьего полка: «На войну идут, как на свадьбу! Женихи!», повелел сделать маршем полка марш Мендельсона.

05.jpg

В том же 1858 году модельер Чарльз Фредерик Ворт, родоначальник Haute Couture, открыл в Париже свой «House of Worth»

Успех ателье англичанина Ворта принесло платье, которое жена австрийского посла надела на бал во дворце Тюильри. Необычный наряд очень понравился хозяйке бала — французской императрице Евгении. С этого момента модельер стал портным императорского двора Франции. К услугам первого в истории моды кутюрье также прибегали монархи еще девяти европейских стран, и самые известные женщины эпохи. Эмиль Золя увековечил Ворта в романах «Дамское счастье» и «Западня». Ворт считается изобретателем широкого кринолина, турнюра, платья со сменными лифами, фирменного лейбла на одежде, дефиле манекенщиц, сезонных коллекций одежды. В 1878 году он стал новатором, придумав «алансонское» свадебное платье с кружевами, узкое сверху и расширяющееся книзу. Ворт — основатель существующего и по сей день авторитетного Синдиката высокой моды. «House of Worth» прекратил свое существование в середине XX века.

02.jpg

Кстати, в Эрмитаже можно увидеть платьяв от «House of Worth» периода 1860-1890-х годов, принадлежавшие Марии Фёдоровне, супруге императора Александра III. Давняя поклонница Ворта настолько доверяла его вкусу, что могла послать в Париж краткую телеграмму: «Пришлите мне обеденное платье». Для таких «он-лайн» клиенток, не выезжавших на примерки в Париж, модельер придумал манекены, созданные по фигуре заказчицы.

012.jpg

В том же 1858 году французский писатель и поэт эпохи романтизма Теофиль Готье опубликовал эссе «Мода как искусство»

В эссе Готье буквально воспел женскую моду эпохи. Он упоминает кринолин, благодаря которому «талия становится изящной и тонкой», а «просторная юбка выгодно подчеркивает совершенства верхней части тела»; «восхитительные причёски», называя их «плодами поистине сказочного мастерства»; рисовую пудру. «Еще одна важная тема — обыкновение женщин подводить глаза…, благодаря ему ресницы удлиняются, брови выгибаются дугой, глаза загораются новым блеском; женщина, подкрашивающая глаза, подобна прославленному мастеру, наносящему на полотно последние мазки. Мода всегда права».

06.jpg

Кстати, зимой 1858/1859 года Теофиль Готье посетил Санкт-Петербург и Москву. Его впечатления от русских женщин и сегодня можно считать весьма точным, афоризмом: «Что касается туалетов, то русские женщины очень элегантны и еще большие модницы, чем сама мода».

Кстати, самый известный и популярный историко-приключенческий роман Готье, «Капитан Фракасс», неоднократно экранизировался. Во французском фильме главного героя, молодого красивого аристократа XVII века, сыграл Жан Марэ, в советском, 1981 года — Олег Меньшиков, в итальянском, 1990 года — Венсан Перес.

 03.jpg  010.jpg  09.jpg

В том же 1858 году будущий известный живописец Василий Владимирович Пукирев закончил обучение и получил звание художника

В1863 году благодаря картине «Неравный брак» имя художника стало известно всей России. Из-за того, что в образе молодого шафера невесты художник изобразил себя, родилась версия, что Пукирев положил в основу сюжета собственную личную трагедию. Однако большинство современных исследователей полагают, что написать картину живописца побудила история его друга, купца Сергея Михайловича Варенцова, влюблённого в девушку, выданную родными за более богатого купца постарше. Причём Варенцову, связанному родственными узами с семьей жениха, пришлось стать шафером на свадьбе… К острым социальным моментам в теме брака Пукирев вернулся в 1873 году, написав полотно «Приём приданого в купеческой семье по росписи», и в 1877 году, в картине «Прерванное венчание» или «Двоеженец». Сам художник семьи так и не создал. По легенде он всю жизнь любил женщину, которая позировала ему для образа невесты в «Неравном браке», и которую родители не захотели выдать замуж за художника.

07.jpg

Кстати, картина «Неравный брак» вызвала бурную полемику в прессе и широкий общественный резонанс. Считается, что она «много крови испортила не одному старому генералу», задумавшему за деньги и статус «купить» молодую жену. В 1861 году Священный Синод даже выпустил указ с осуждением большой разницы в возрасте при заключении брака. На сегодняшний момент предельно допустимой разницы в возрасте для вступления в брак закон РФ не устанавливает.

08.jpg

Текст: Александра Шапиро

#свадьба #свадебная мода #Счастливая свадьба #история

Комментарии: 0

АВТОРИЗОВАТЬСЯ чтобы обсуждать материалы