Новости

Свадебный спич, или Как без запинки поздравить новобрачных

Родители молодожёнов, шафер, подруга невесты, жених и невеста по сложившейся традиции свадебного торжества произносят проникновенные речи. Ну а гости провозглашают «официальные» тосты: за жениха и невесту, за их родителей, за счастье новобрачных. Между тем у многих такие публичные выступления, пусть даже и короткие, вызывают волнение. Итак, готовимся произнести речь.

Дата публикации: 18.04.2018

Свадебный спич, или Как без запинки поздравить новобрачных
Свадебный спич, или Как без запинки поздравить новобрачных
Свадебный спич, или Как без запинки поздравить новобрачных
Свадебный спич, или Как без запинки поздравить новобрачных
Свадебный спич, или Как без запинки поздравить новобрачных
Свадебный спич, или Как без запинки поздравить новобрачных

Подготовка

По легенде, великий оратор древности Цицерон к своим блестящим публичным речам готовился долго и тщательно, потому что без подготовки не мог произнести ни слова. Другой кладезь афоризмов — Уинстон Черчилль говорил, что произнести публичную речь длительностью на час сможет любой простак, а к пятиминутному выступлению нужно начинать готовиться по меньшей мере за месяц и иметь базу под названием «жизненный опыт».

Иными словами, лучше составить речь заранее, по старинке — на бумаге. Мы не будем рассказывать, как написать текст, — в этом поможет уже упомянутый выше «жизненный опыт», то есть искреннее, тёплое отношение к «объекту» вашей речи. Скажем лишь, что не стоит брать заготовки из массово тиражируемых в Сети сборников а ля «10 лучших речей шафера» или «100 весёлых тостов на свадьбе».

Роль оратора

Согласно знаменитой системе Станиславского, актер лучше играет, если думает не о реакции публики на его выступление, а об исполняемой роли. Поэтому не бойтесь показаться неловкими, смущёнными и растерянными. Полностью погрузитесь в те слова, что вы хотите произнести. 

Stanislavsky_1935.jpg

Ведь за словами — ваши чувства. Ради них вы, собственно, и составляли эту речь, готовили тост и вообще сподобились на несвойст­венную прежде роль оратора. Психологи рекомендуют такой приём: вообразить, будто ваша аудитория — слепоглухонемые люди, которые не могут увидеть ваше покрасневшее от волнения лицо, услышать лёгкое запинание и сочувственно покивать в ответ. Но при этом установите визуальный контакт с теми, к кому ваши слова обращены.

Техника речи

Знаменитый оратор Демосфен учил, что «самое важное в искусстве речи — «это, во­первых, произнесение, во­вторых, произнесение и, в­третьих, произнесение». И он знал, что говорил, ибо природа наделила его вялой дикцией и слабым голосом, над которыми ему приходилось работать. То есть важнее того, что вы скажете, будет то, как вы это скажете — с какими интонацией, дикцией, темпом и громкостью. Итак, работаем над техникой речи.

20132912-bene1.jpg

Но не спешите, как Демосфен, набирать камешки в рот и говорить, пытаясь перекричать шум моря, срочно брать уроки актёрского мастерства и дикции, как Маргарет Тэтчер, или же спешно пересматривать фильм «Король говорит!» с душками Колином Фёртом и Джеффри Рашем. Вполне достаточно будет несколько раз прочитать речь вслух перед зеркалом, одновременно записывая её на диктофон. Так вы сможете понять, насколько красивый и гладкий «бумажный» текст лёгок в запоминании и произнесении, расставить смысловые интонационные акценты. Практика показывает, что лучше всего использовать короткие предложения, не обременённые многочисленными причастными и деепричастными оборотами. Делайте паузы и не глотайте окончания слов.

Хронометраж

«Докладчик сделает доклад, коротенько так, минут на сорок», — эта фраза начальника дома культуры товарища Огурцова из кинофильма «Карнавальная ночь» уже стала крылатой. Если вы не хотите устать сами и утомить слушателей, то идеальный хронометраж для речи на свадьбе — не более 4–5 минут, для тоста — не более 3 минут. Установить хронометраж выступления поможет всё та же диктофонная запись.

И чтобы действительно не превратиться в «докладчика», постарайтесь не читать всю речь по бумаге. Если школьные навыки заучивания наизусть утрачены, а в импровизации вы не сильны, то выпишите ключевые моменты на шпаргалку, которую можно изящно спрятать в красивой папке. Пусть эта папка символизирует торжество момента и ваше ответственное отношение к произносимому.

Помните эпизод из английского сериала про Шерлока Холмса с Бенедиктом Камбербетчем в главной роли, когда Шерлок на свадьбе Ватсона начал речь шафера немногообещающими словами: «Леди и джентльмены! Родственники и друзья! И... хм... другие... хм... прочие»? Итак, в заключение несколько практических советов, как справиться с волнением, избежать «хм», «прочих» и лёгкого заикания.

1. Примите осанку уверенного человека: прямая спина, расправленные плечи, ноги на ширине плеч.

2. Несколько раз глубоко вздохните перед тем, как начать говорить. Дело в том, что волнение вызывает спазм определённых мускулов, из-за которого лёгкие плохо снабжаются кислородом, и голос превращается в скрип или писк.

3. Если голос задрожал, добавьте громкости, и дрожь пройдёт.

4. Если появились запинки, паузы, скороговорка — сбавьте темп речи, сделайте его размеренным.

5. С помощью визуального контакта вовлекайте в выступление как можно больше людей. Особенно если это тост, к которому должны присоединиться все. Улыбки и одобрение помогут справиться с волнением.

#свадьба #свадебная речь #свадебный спич #невеста #жених #шафер #подруга невесты #подготовка к свадьбе

Комментарии: 0

АВТОРИЗОВАТЬСЯ чтобы обсуждать материалы