Новости

Дали и Гала: и 50 свадеб мало. Она была его половиной, а он - ее рабом

Гала и Дали - две яркие личности XX века - могли бы легко «задавить» друг друга в своем эксцентричном союзе, который, пожалуй, трудно назвать образцовым. Но вместо этого идеально дополнили друг друга и были, кажется, по-настоящему счастливы…

Дата публикации: 30.11.2016

Дали и Гала: и 50 свадеб мало. Она была его половиной, а он - ее рабом
Дали и Гала: и 50 свадеб мало. Она была его половиной, а он - ее рабом
Дали и Гала: и 50 свадеб мало. Она была его половиной, а он - ее рабом
Дали и Гала: и 50 свадеб мало. Она была его половиной, а он - ее рабом
Дали и Гала: и 50 свадеб мало. Она была его половиной, а он - ее рабом
Дали и Гала: и 50 свадеб мало. Она была его половиной, а он - ее рабом
Дали и Гала: и 50 свадеб мало. Она была его половиной, а он - ее рабом
Дали и Гала: и 50 свадеб мало. Она была его половиной, а он - ее рабом
Дали и Гала: и 50 свадеб мало. Она была его половиной, а он - ее рабом
Дали и Гала: и 50 свадеб мало. Она была его половиной, а он - ее рабом
Дали и Гала: и 50 свадеб мало. Она была его половиной, а он - ее рабом
Дали и Гала: и 50 свадеб мало. Она была его половиной, а он - ее рабом

Галлюцинация или предчувствие

По уверениям Дали, их первая встреча с Галой состоялась, когда ему было лет семь. В доме своего учителя юный Сальвадор видел много разных диковин, но более всего поразил его «оптический театр»:

Картины скользили передо мной одна за другой, подсвеченные откуда-то сзади, - и эти движущиеся рисунки напоминали гипнотические миражи, порождённые сном… Именно в оптическом театре я впервые увидел поразивший меня силуэт русской девочки. Она явилась мне, укутанная в белоснежные меха, в русской тройке, за которой мчались волки с фосфоресцирующими глазами. Она смотрела прямо мне в глаза с выражением горделивой скромности, и у меня сжалось сердце... Гала? Я знаю, это была уже она.

После реального знакомства с возлюбленной оказалось, что образ «Галючки», как он называет ее в своих записях, всегда был в его жизни – не то как галлюцинация, не то как предчувствие. Ее образ накладывался на все его детские и юношеские увлечения. Всё это была только она одна: Гала, Градива (это имя Дали взял из романа немецкого писателя В. Йенсена, интерпретированного Фрейдом, - в его версии Градива исцелила героя, страдавшего психическим заболеванием, и предполагалось, что Гала также удержит своего любимого на краю безумия), Елена Троянская (та, из-за которой началась большая война), Святая Елена (та, что нашла и подарила миру великие христианские святыни)… Дали не уставал давать ей имена - одно величественнее другого, и не прекращал рисовать ее. Она стала его главной и единственной музой.

«Выражая изысканное дыхание чувств, пластика и выразительность материализуются в безукоризненной архитектуре из плоти и крови… Долгими часами перед мольбертом, украдкой любуясь ею, когда она этого не замечала, я твердил себе, что она такое же прекрасное полотно, как работы Вермеера и Рафаэля» - писал влюбленный художник.

Дали3.jpg

Женщина – праздник

Едва прославившись в Мадриде своими экстравагантными выходками, молодой художник летом 1929 года вернулся в родной Кадакес. В тот год там собралась весёлая и интересная компания. Приехали Бунюэль, Элюар с женой… Супруга известного поэта, Елена Ивановна Дьяконова, к этому моменту из скромной русской барышни давно превратилась в «женщину вамп» и звалась оригинальным именем Гала (его придумал Элюар - по-французски это значит «праздник, веселье»).

Несмотря на, строго говоря, не самую привлекательную внешность – близко посаженные жгучие глаза, тонкие поджатые губы – Гала сражала наповал мужчин тонкой душевной организации своим безупречным стилем, чувством собственного достоинства и совершенно колдовским магнетизмом. С ней не могли соперничать никакие признанные красавицы. Поэты, художники, музыканты – все, кто нуждался в источнике мощного вдохновения, - буквально падали к ее ногам. Но, очевидно, сияние их талантов меркло в сравнении с необычным, ярким и сумасшедшим дарованием молодого Сальвадора…

Дали4.jpg

В тот период у Дали была одна особенность – вместо приветствия или ответа на вопрос он иногда начинал хохотать как безумный и долго не мог остановиться. Обычно собеседники обижались. Гала, единственная, расценила его смех как проявление гениальности. «Малыш, мы никогда не расстанемся» - сказала она, сжимая его руку.

Разница в возрасте (она была на 10 лет старше) не имела никакого значения.

От голода до империи

Полстолетия провели они вместе. Друзья говорили: «Она была его половиной, а он - ее рабом». Сам художник неоднократно признавал, что Гала полностью подчинила себе его личность, но это художника ничуть не беспокоило. Она разделяла все его интересы. Иногда они творили вместе, создавая эпатажные сюрреалистические композиции, – и Дали искренне признавал ее работы гениальными. Даже когда он устроил в своем доме прием – приходить строго в белом! - и осыпал пришедших золой, Гала участвовала в этом розыгрыше, как и во многих других, – хозяева, оба в белоснежных нарядах, торжественно вышли в зал к смущенным и с головы до ног грязным гостям…

Дали5.jpg

Но все это было позже, когда они уже стали сказочно богаты. А поначалу, несмотря на популярность Дали, жили они очень бедно, иногда Гала даже собирала подпорченные овощи на рынках – больше есть было нечего. Она включала все свое обаяние и умение заводить полезные знакомства, чтобы «продвинуть» Дали, находила покупателей на картины, продавала даже его идеи (например, искусственные ногти, украшенные зеркальцами). Она полностью освободила его от каких-либо житейских и финансовых забот, что так важно для гения. И приучила его рисовать везде и всюду - на салфетках, скатертях, на каждом клочке бумаги… Все бережно собирала и хранила – это ведь деньги! Может быть, именно поэтому наследие художника включает в себя такое огромное количество произведений, и потому, наверное, под конец жизни Сальвадор начал безбожно повторяться, копировать самого себя… Но дело, увы, было уже не столько в качестве, сколько в количестве – и в стоимости, а она неуклонно росла.

Когда интерес к сюрреалистическим картинам Дали стал падать, Гала придумала новый «поворот сюжета» - художник начал создавать оригинальные вещицы, предметы интерьера, духи, посуду – все это охотно раскупали богачи, желающие приобщиться к искусству. Так Гала создала настоящую империю Сальвадора Дали. И уже в начале 1940-х он стал миллионером.

Неприступная крепость

Официально Гала и Дали зарегистрировали брак в 1934 году, обвенчаться же смогли лишь в 1958-м. Вообще, они женились в каждой стране, куда приезжали. В общей сложности - около пятидесяти раз. Гале удалось вывести формулу неувядающих отношений:

Западный мужчина экстраверт, русская женщина интроверт. Именно поэтому так гармоничен союз западных художников с вдохновительницами с Севера. Многие мужчины мечтают о женщине, которая любила бы их бескорыстно и преданно, как мать, при этом страстно желала обладать им; могла понять и поддержать морально в трудную минуту.

Тем не менее, с годами Гала все больше думала о себе, становилась все капризнее. Даже в преклонном возрасте у нее были многочисленные молодые любовники, которых она осыпала баснословно дорогими подарками. Сальвадор подарил ей замок Пуболь, и Гала заявила, что будет жить в нем одна, муж же сможет ее навещать лишь по письменному приглашению. Даже это ее решение он принял с восторгом: «Я откликнулся на него всей своей утончённостью мазохиста. Подумать только! Замок станет для меня неприступной крепостью, какой, несмотря ни на что, оставалась и Гала». Впрочем, скорее всего, он просто старался во всем потакать любимой, лишь бы не потерять ее.

«Пусть она ругается. Пусть говорит со мной на русском языке, которого я не понимаю. Только пусть будет рядом» - писал он.

Дали пережил жену на семь лет. После ее смерти вдохновение покинуло его, он больше не работал и сделался затворником в ее замке. Гала унесла с собой радость его жизни. О том, что он потерял с ее уходом, можно судить по его собственным словам:

В одиночку постичь и выразить смысл жизни значит сравниться с великими титанами Возрождения. Такова моя жена Гала, которую я обрёл себе на счастье.

Потерять такую женщину для него означало – потерять весь мир…

Текст: Валерия Дараган

#история любви #любовь #отношения #Сальвадор Дали #Гала #светская хроника

Комментарии: 0

АВТОРИЗОВАТЬСЯ чтобы обсуждать материалы