Новости

«Моя Кармен»

Называл великую балерину Майю Плисецкую ее муж — самый знаменитый современный русский композитор Родион Щедрин.

Дата публикации: 20.04.2016

«Моя Кармен»
«Моя Кармен»
«Моя Кармен»
«Моя Кармен»
«Моя Кармен»
«Моя Кармен»
«Моя Кармен»
«Моя Кармен»

Я видела Майю Плисецкую совсем рядом. Жаркое лето 1985 года. Я входила, она выходила из магазина «Русский сувенир». Я долго смотрела вслед удаляющимся рукам «Лебедя» и ногам «Кармен». Это было величественное шествие, но величие не возраста и не опыта — она была вне этих зловещих категорий. Здешняя и нездешняя одновременно, ослепительная, модная и … античная — как будто бы она была всегда. Каждый мускул известных всему миру ног обозначался при движении, бесценные ступни были обуты в что-то невероятное цвета матового золота… Теперь я думаю, что, может, это были те самые туфли, которые подарила балерине художница Надя Леже в 1977 году в Париже, той же самой фирмы, которую носила Анна Павлова. В минуту стало понятно, почему в нее истово влюблялись, посвящали ей поэмы в словах, музыке и танце.

Их познакомила Лиля Брик

…Лиля Брик с мужем Василием Катаняном также жила на Кутузовском. Она держала салон, и вся мужская часть ее круга — творческая элита — приводила на смотрины своих избранниц, чтоб выслушать вердикт легендарной, воспетой Владимиром Маяковским «Лилички». Но в случае с Плисецкой и Щедриным проницательная Лиля Юрьевна сама соединила их судьбы, почему-то дав послушать Щедрину голос Майи в магнитофонной записи. Потом они встретились на вечере у Брик. Щедрин тогда только обретал известность, а Майя уже была живой легендой. Искра вспыхнула не сразу, а через пару лет, когда Щедрин пришел по приглашению Плисецкой на репетицию в класс. Пришел «по делу» — в связи с сочинением балета «Конек-Горбунок», а ушел влюбленным в ее грацию. Он и спустя полвека говорил, что в женщинах больше всего ценит грацию. «После класса я, видно, ему понравилась, и так оказалось, что на всю жизнь», — Майя Михайловна всегда улыбалась, вспоминая тот вечер после класса, когда он позвонил ей и пригласил на свидание…

Золотую свадьбу они отметили прогулкой до ЗАГСа Киевского района, где полвека назад сотрудница при регистрации мило и пророчески пожелала им «состариться на одной подушке». 

Во множестве телевизионных репортажей к этой дате юбиляры вспоминали 2 октября 1958 года: «никакого особого застолья не было, просто зашли в гастроном (на Кутузовском было всегда хорошее снабжение — правительственная трасса), купили колбасы, водки, закусок и пришли отметить к Лиле Юрьевне». Тем временем в спальне молодоженов было установлено прослушивающее устройство — «в интересах безопасности государства». Об этом они узнают уже в 90-е годы из скандальных публикаций «с Лубянки», которых было тогда множество. Когда начался их роман, «доброжелатели» из руководства страны и Союза композиторов уговаривали благополучного Щедрина с прекрасной карьерой оставить неблагонадежную приму Большого — еврейского происхождения, из семьи «врагов народа», старше его по возрасту, уже побывшей (хоть и три месяца) замужем за Марисом Лиепой и к тому же имевшей поклонников среди именитых западных дипломатов… Шесть лет ее не выпускали за границу, за ней неотступно следили агенты КГБ, она даже подозревалась в шпионаже в пользу Англии. Но все эти «подумайте о своем будущем» и «мы вам это не советуем» в итоге возымели обратное влияние: Родион понял, что Майе нужна его защита, хотя поначалу закреплять отношения официально не думал.

Лучший подарок — не бриллианты, а балет

Брак сделал их дуэт мощным, неуязвимым и прославленным на всех главных сценах мира. «Мой муж мне дарит не украшения, а балеты», — говорила Майя. Оперу Жоржа Бизе «Кармен» Щедрин своей оркестровкой превратил в триумфальный танец для нее. Премьера «Кармен-сюиты» в постановке кубинца Альберто Алонсо состоялась в Большом 20 апреля 1967 года. Затем спектакль поехал в Гавану, а потом уже по всему миру. «Кармен-Сюита» стала символом их творческого и личного союза. Плисецкой часто задавали вопрос, с кем из своих героинь она себя отождествляет. Она всегда отвечала, что все-таки это Кармен — «почти революция, свержение устоев, вызов традиции, высвобождение от оков условностей, коррида. И много чего еще».

Плисецкая.jpg

Щедрин посвятил своей жене и другие сочинения. В 1980 году в Большом была поставлена «Чайка», в 1985-м «Дама с собачкой». И после всего этого их еще спрашивали: «Как жить, чтоб было не скучно?»! «Нам никогда друг с другом не скучно», — отвечал Щедрин. Помимо музыки он дарил ей цветы — каждый день, из года в год. Щедрин провозглашает искусство и любовь — нескончаемыми, все остальное, включая технический прогресс, подлежит деформации.

Союз с Щедриным позволил Майе реализовать свою мечту о настоящем театре. Ее мать, Рахиль Мессерер, была актрисой немого кино, и дочь поначалу мечтала не о балете, а о драматической сцене. Щедрин уговорил Анатолия Эфроса сделать новаторский телевизионный спектакль, где балет соединялся бы с драматической игрой. Режиссер сомневался, и тогда композитор произнес: «Неужели Вам неинтересно поиграть на Страдивари?» Так были создан телефильм «Вешние воды» по Ивану Тургеневу.

Союз Плисецкой и Щедрина доказывает истинность того, что «успех мужчины и женщины в одном человеке, а не во множестве». Когда мы узнаем своего супруга, мы познаем себя, становясь одним творческим организмом. Шуточная подпись Щедрина для поклонников его жены «МужМайиПлисецкой» — в одно слово — глубинно выражала эту установку.

О любви — на языке музыки и танца

Родион Щедрин происходит из рода священников. Он родился в 1932 году в Москве, в семье композитора Константина Щедрина. Его мама Конкордия была глубоко религиозной, отец и брат отца получили начальное духовное образование. Родион стал композитором, который в силу своего семейного воспитания продолжил традиции великой русской музыки.

«Я люблю Париж, я предпочла бы быть там, но живем мы подолгу в Мюнхене, потому что там для Щедрина прекрасные условия для работы. Он единственный из русских композиторов, чьи сочинения выпускаются в мюнхенском издательстве, где печатались ноты к примеру Вагнера», — Майя Михайловна говорила с нескрываемой и непреходящей гордостью о партитурах мужа, изданных в желтых атласных обложках. В этот момент она — не самая знаменитая балерина мира, а ближайший друг и преданный почитатель своего супруга. Но и в свои самые звездные времена, по воспоминаниям посетителей их дома, она в быту была уступчива и внимательна. В совместных интервью журналистам она всегда давала ему слово первому, после чего часто просто добавляла: «я тоже так думаю».

Родион Щедрин — во многом певец «Руси уходящей» — строптивой и скорбящей, яростной, нищей, жалостливой и безжалостной. Опера «Боярыня Морозова» писалась в гостиничных номерах: «…В тот час, когда я лишь просыпалась, чистила зубы, причесывалась, до моих ушей доносились клочки фраз «земная темница, Град Боровск»… Замысел этого сюжета пришел давно. Все эти годы Родион возил с собой ксерокопию «Жития протопопа Аввакума». Говорил, что никак не может подобрать ключ к сюжету…», — вспоминала Плисецкая. Ключ пришел в виде просьбы замечательного хорового дирижера Тевлина, попросившего: «напиши что-то новенькое для хора к моему концерту» Так Щедрин написал одно из своих важнейших произведений. Хоровую оперу с ударными и сольной трубой. Известная история, по-своему прочитанная Щедриным, была встречена овациями в родном Большом зале Московской консерватории 30 октября 2006 года…

Личность Николая Лескова всегда интересовала композитора. «Ленин вычеркнул Лескова из списка будущих большевистских монументов, вычеркнул его единственного, — рассказывал Щедрин. — Лесков и при жизни своей мало был кому угоден. И левым, и правым. Особенный, пророческий писатель». Щедрин сам написал либретто на сказку Лескова. Опера «Левша» увидела свет в 2013 году. К слову, Майя Михайловна —левша…

Майя Михайловна старалась строить свой график так, чтоб присутствовать на репетициях и премьерах мужа. Однажды в Риме роскошный каблук только что купленных Плисецкой туфель застревает в вечной мостовой, и она падает, порвав связку колена. Это происходило накануне премьеры авторского концерта Щедрина в Вильнюсской филармонии. К тому же там должно было состояться вручение звездной паре литовских правительственных наград. Майя добирается из Рима до Вильнюса с пересадкой в Праге, ее перевозят в инвалидном кресле из аэропорта в аэропорт, а она просит передать Родиону через доверенных лиц, что «слегка потянула ногу и будет прихрамывать». На вручение награды охранник литовского президента вносит Майю на руках. Затем — премьера щедринского Пятого концерта для фортепиано. Майя — рядом с мужем, украшенная орденом Командора, с ногой в гипсе.

Лебедь, опасный для «отца народов»

11 сентября 2001 года они летели из Мюнхена в Вашингтон, где должна была состояться премьера оркестрового сочинения Щедрина «Лолита-серенада». Питсбургский оркестр в главе с дирижером Марисом Янсонсем провозгласил Щедрина «Композитором года». Кроме того, в Нью-Йорке должна была состояться презентация книги «Я, Майя Плисецкая» в английском переводе. Во время полета самолет вдруг резко пошел на снижение, пассажирам объявили, что посадка в столице США, как и в других городах страны, невозможна: «Америка атакована террористами». Майя Михайловна, находившаяся с мужем в салоне бизнес-класса отреагировала неожиданно: «А чего нам бояться? Вдвоем ничего не страшно». Их самолет тогда благополучно приземлился в Канаде…

Они так и остались вдвоем. Балет требовал огромной физической и психологической отдачи. Непрерывный сценический график Плисецкой не позволил ей сделать паузу, чтобы родить ребенка. Жизнь коротка, мир идей бесконечен. Аполлон с высоты Большого по сей день призывает своих служителей к «священной жертве». Только живущие этой сверхидеей были на полную реализацию своего таланта.

У Майи были выдающиеся способности, которые помогли ей, девочке из семьи «врагов народа», не просто выстоять, но стать лучшей. Отец Майи, сделавший успешную карьеру при Сталине, в 1938 году был арестован и расстрелян, мать отправили в лагеря: «Как эстафету передавали для меня из уст в уста немудреные байки, что отец и мать вновь в артистической экспедиции, шлют мне приветы и родительское напутствие. Но с моим легковерием особых драматических талантов не требовалось…»

Майя2.jpg

Она все годы в интервью и воспоминаниях повторяла, что танец — это жест. Как концентрация и выброс внутренней энергии через движения тела… Через годы Майя отомстит «отцу народов» за своих родителей — красивейшей пары, разлученной диктатором. Отомстит магическим жестом, в партии Одиллии, заколдовавшей Принца. «Несколько человек стали допытываться у меня, верно ли, что накануне своего смертельного инсульта Сталин видел меня в «Лебедином». И, ссылаясь на Медведевых, называли точную дату — 27 февраля 1953 года.» В книге братьев Медведевых «Неизвестный Сталин» (2004) утверждалось, что Сталин слег и скоропостижно умер после тайного посещения Большого с Плисецкой в главной партии. Известно, что Сталин предпочитал оперу, а смотрел много раз только один балет — «Пламя Парижа». Уже поэтому версия почтенных публицистов поначалу показалась самой Плисецкой невозможной, но, «…вернувшись в Мюнхен, я раскрываю свой старый дневник… и читаю: «28 февраля 1953 года. Вчера танцевала «Лебединое» с Леней Ждановым».

Магическая птица

Агриппина Ваганова, выдающийся балетный педагог, сразу выделила Майю среди учениц: «звала «рыжую ворону», как она меня величала, заниматься с ней в Северную столицу…» «Рыжая ворона» выросла и превратилась в прекрасного Лебедя. Ее часто спрашивали, сколько же раз она выходила с этим своим «коронным» номером на сцену, но Плисецкая сбилась со счета: «Лишь могу определить количество лет... Их много. В 1942 году — первый лебедь в Свердловске. Последний — на Красной площади в 1996-м… Моя первая свердловская пачка была скроена из обыкновенной марли. Такой марлей бинтуют раненых». Для последнего «лебединого» костюма Майи «работники берлинского архива соорудили большую плоскую картонную коробку, куда и заточили после выступления навечно мою последнюю пачку».

Возле усадьбы в Литве, где они жили более четверти века и где любили встречать Новый год, есть речка с незамерзающей протокой. Зимой лебеди всегда садились на эту открытую полоску воды. Однажды среди стаи обнаружилось странное явление: «На меня смотрел белый лебедь с рыжей головою. Может, он попачкался в ржавчине? Но утром следующего дня рыжий лебедь появился вновь. Мы засняли его несколько крупных планов, и я помещаю цветную фотографию моего нового приятеля в книгу. Убедитесь, так окрасила его природа, а не ретушер-художник. Этим летом он прилетел вновь».

2 мая 2015 дыхание Майи остановилось, она несколько месяцев не дожила до своего 90-летия. Ей были положены помпезные похороны на Новодевичьем кладбище, уготовано почетное место рядом с известными государственными людьми и творческими гениями. Но завещание выражало иную волю Майи: не иметь конкретного места на земле, а раствориться в облаках над Родиной, соединившись с прахом ее мужа, когда настанет его час.

Текст: Анна Кузнецова


#любовь #история любви #Майя Плисецкая #Родион Щедрин

Комментарии: 0

АВТОРИЗОВАТЬСЯ чтобы обсуждать материалы